от К до М  

КИН Эдмунд (1787 — 1833)
Трудно сказать, чем больше знаменит этот великий английский актер — своей работой на сцене или как персонаж многочисленных пьес, написанных о нем самом. В судьбе этого удивительного человека жизнь и легенда так тесно переплелись, что уже почти невозможно отделить одно от другого. Достаточно сказать, что еще при его жизни о нем была написана и поставлена в Париже пьеса. В чем секрет такой популярности? Кин стал бродячим актером в 12 лет. В 14 он уже играл на сценах провинциальных английских театров. В 27 начал выступать в Лондоне и завоевал славу величайшего трагического актера своего времени. Кроме того, он считался лучшим исполнителем шекспировских героев. Он сыграл все самые знаменитые роли в пьесах великого английского драматурга: Гамлета, Отелло, Яго, Ричарда III, Макбета, Шейлока. Его популярность была необыкновенной. Известны случаи, когда зрителям во время спектакля становилось дурно и их выносили из зала — такова была потрясающая сила его таланта. Но кроме этого, Кин был знаменит как ближайший друг наследника английского престола, будущего короля Георга IV, Об их похождениях ходили легенды, и даже когда принц стал королем, он не забывал своего старого приятеля, с которым провел бурную и веселую молодость. Эта странная и необычная дружба гениального, но бедного актера и всемогущего монарха и послужила поводом для создания пьес об их приключениях. И именно благодаря Кину английский король Георг IV, ничем не
примечательный как государственный деятель, навсегда вошел в историю мировой культуры. Он был другом великого актера.

Колосники
— самая высокая, невидимая зрителям часть сцены. Это решетчатый настил для установки сценических механизмов и подвески декораций.

Комедия дель арте
— комедия масок. Этот вид театрального представления в наши дни практически не существует. Но когда-то давно, в эпоху Возрождения, это был самый популярный, самый яркий театр в Европе. В спектаклях комедии дель арте не было написанного текста! Существовала лишь краткая сюжетная схема. Текст артисты придумывали сами по ход действия. Представляете, насколько нужно быть находчивым и остроумным человеком, чтобы каждый спектакль на ходу сочинять текст своего персонажа? Этот способ актерской игры называется импровизация. В спектаклях комедии дель арте кроме сюжета существовали постоянны? герои, так называемые "маски". Например, такие, как Бригелло — веселый, нахальный, изобретательный и хитрый слуга; Арлекин — добродушный, нескладный, но очень обаятельный; злой, лукавый, грубый Тарталья; глупый и жадный купец Панталоне. Персонажи переходили из сюжета в сюжет, из спектакля в спектакль. Представления комедии масок устраивали на улице бродячие труппы актеров, окна, балконы и дворы служили декорациями. Эти зрелища, построенные на импровизации, буффонаде, фонтанировали шутками, трюками, куплета ми и проходили под оглушительный хохот толпы. Жизнерадостное искусство комедии масок оставило заметный след в творчестве европейских театров. А в 1922 году, период разрухи и голода, великий режиссер Евгений Вахтангов поставил в Москве спектакль в традициях комедии масок "Принцесса Турандот", используя тех же персонажей, что и в эпоху Возрождения, и тот же знаменитый метод импровизации. "Принцесса Турандот" имела грандиозный успех и стала одним из самых знаменитых спектаклей в русском театре XX века.

Костюм
— один из самых важных и самых ярких элементов театрального зрелища. Оттого, как актеры одеты, во многом зависит общее впечатление от спектакля. Так же, как и в жизни, пословицу "По одежке встречают, по уму провожают" можно отнести и к театру. Поэтому существует целая наука — история театрального костюма, ее преподают в театральных институтах. Существует отдельная профессия — художник по костюмам, есть специальные театральные портные — уникальные мастера, умеющие кроить и шить одежду, которую уже давным-давно не носят. Для актера же очень важная часть профессии — умение носить костюм. Не каждый человек умеет носить фрак, не говоря уже о римской тоге, гусарском ментике и бальном платье XVIII века. Чтобы актер выглядел убедительно, необходимо, как всюду в театре, мастерство и усилия разных людей — художника, портного, осветителя (свет очень много значит для костюма) и, конечно же, самого актера.

Лопе де Вега (1562 — 1635)
Настоящее имя — Вега Карпьо Лопе Феликс де — великий испанский драматург эпохи Возрождения, один из самых удивительных людей мирового театра. Сын ремесленника-вышивальщика. Учился в университете. За шуточные стихи, высмеивающие директора театра, которому он посвятил свою первую пьесу, был изгнан из Мадрида, поступил добровольцем в военный флот, храбро сражался. Потом стал священником и даже участвовал в инквизиции. И вот этот священник, инквизитор, стал писать веселые, жизнерадостные комедии для народного театра, которые восторженно встречались публикой. Он создал театр "плаща и шпаги". В его стихотворных комедиях, ярких, головокружительных, запутанных, с неизменно счастливым концом, говорится только о любви и дружбе. Герои влюбляются, сражаются на дуэлях, путают друг друга, господа переодеваются в слуг, служанки в своих хозяек. Одним словом, мир пьес Лопе де Вега — это настоящий солнечный испанский карнавал. В них царит радость и веселье. Но самое поразительное — это количество пьес, написанных им. Лопе де Вега побил все мыслимые и немыслимые рекорды. 0н| написап две тысячи двести пьес! Можете себе представить! Да пьес не коротеньких, а в пяти актах, да в стихах. Не все они сохранились. До нашего времени дошли только… четыреста двадцать шесть. Лучшие пьесы великого испанца вот уже четыре столетия не сходят со сцен всего мира. Самые популярные и любимые у нас — "Учитель танцев" (1593) и "Собака на сене" (1618).

Малый театр
Рядом с Большим театром на Театральной площади в Москве находится не менее знаменитый Малый театр. 0н расположился в перестроенном в 1840 г. архитектором К.А.Тоном доме купца Варгина, первоначально предназначавшемся для торговых целей. Это старейший русский драматический театр, актерская труппа которого начала формироваться еще в 50-х годах XVIII века. На сцене этого театра блистали М.Щепкин, великая трагическая актриса М.Ермолова. Классик отечественной драматургии А.Н.Островский, памятник которому установлен у входа в театр, почти все свои пьесы доверял Малому, из них был составлен основной репертуар театра. Театр называли вторым Московским университетом, признав за ним таким образом огромную роль в деле просвещения и утверждения драматургии реализма в театральном искусстве.

Массовка
Существуют пьесы, в которых изображается жизнь либо одной семьи, либо одной небольшой группы людей. Тогда в спектакле заняты лишь несколько актеров, у всех большие роли. Но есть пьесы, в которых изображаются масштабные исторические события: свергаются с престола короли, проходят сражения... Это такие пьесы, как "Борис Годунов" А.С. Пушкина, "Ричард III" В. Шекспира. Чтобы сценическое зрелище было красочным и впечатляющим, на сцене должно находиться много народу. Вот эти народные сцены в спектакле и называются — массовка. Играют их обычно студенты и молодые артисты, только что пришедшие в театр. Разумеется, артисты не очень любят играть массовки, всем хочется больших ролей. Но начинать всегда приходится с народных сцен. Массовка — это хорошая школа для начинающего актера. Там халтурить нельзя. Казалось бы, много народу, кто меня заметит? Но нет. Из зала видно все. Стоит одному человеку из толпы заскучать или зевнуть, и весь эффект от зрелища пропадет. Именно поэтому хороший режиссер всегда старается каждому участнику массовой сцены выстроить его собственную, пусть маленькую, но характерную, личную линию поведения, придать свой характер. И когда каждый из находящихся на сцене четко ведет свою линию, вот тогда-то и возникает удивительное зрелище на-стоящей живой человеческой толпы: страстной, протестующей, ненавидящей или любящей. Вот тогда зритель верит, что на сцене действительно народный бунт или венчание царя на царство, веселое гулянье или яростный митинг.

Мейерхольд Всеволод Эмильевич
(1874—1940)
Этот гениальный русский режиссер начинал свою деятельность как актер Московского художественного театра. Ученик Станиславского, он на всю жизнь сохранил любовь и преданность своему великому учителю. Но Мейерхольду, человеку яркому, страстному, с неуемной фантазией и жаждой нового, было тесно в рамках Художественного театра. Он стал искать свой путь в искусстве. Если Станиславский добивался в своих спектаклях достоверности, жизненного правдоподобия, глубокого внутреннего содержания, то Мейерхольд хотел смелых, новых и необычных форм. Он создал свой театр, не похожий ни на какие другие. Одни считали его сумасшедшим, другие — дерзким бунтовщиком против привычных, устоявшихся театральных законов. Но то, что он гений, понимали, наверное, все. О нем спорили, его ругали, им восхищались. Мейерхольд был настоящим театральным революционером. Он всегда искал новое, безжалостно отметал старое, пор самим же им и придуманное. Вокруг каждого его спектакля всегда кипели страсти. Это был подлинный художник — ищущий, мятущийся, вечно недовольный и глубоко искренний. К сожалению, в страшные тридцатые годы его постигла судьба многих выдающихся деятелей культуры. Театр его закрыли, а сам Мейерхольд был арестован и погиб.

Мизансцена (в переводе с французского — "размещение на сцене")
— это расположение актеров на сцене в определенных сочетаниях друг с другом и с предметами, которые находятся вокруг. Каждый, самый маленький момент спектакля — это мизансцена, которая долго и кропотливо выстраивается режиссером для большей выразительности и естественности.
Мимика (в переводе с греческого — "подражание")
— движения мышц лица, выражающие те или иные человеческие чувства: радость, гнев, грусть и другие. Мимика — один из важнейших элементов актерского мастерства, одно из самых ярких выразительных средств.

Мистерия (в переводе с греческого — "таинство")
— самый популярный в средние века театральный жанр. Мистерии изображали религиозные сюжеты, сцены из Библии и Евангелия. Устраивались мистерии в период городских праздников на ярмарочной площади. Участвовало в них много народа, в основном — ремесленники, которые сами готовили декорации и приводили в движение различные механизмы, изображавшие "чудеса": ангелов, спускавшихся с небес, чертей, проваливающихся под землю, дым, огонь, воду и другое. Создавали эти театральные эффекты так называемые "мастера чудес", а постановкой мистерий руководили "управители игр" — самые первые европейские режиссеры. В XIII веке участники и исполнители мистерий стали объединяться в полупрофессиональные братства. Мистерии пользовались в средневековой Европе колоссальной популярностью, их одобряли и поощряли и городские власти, и Церковь. Но площадь есть площадь, а народный театр есть народный театр. В мистериях все чаще и чаще стали появляться комедийные сцены с грубым ярмарочным юмором, иногда и прямое богохульство, что вызывало у толпы зрителей громовой хохот. В чертях, ведьмах и колдунах народ узнавал своих городских начальников, феодалов, епископов, а иногда кое-кого и повыше. На создателей мистерий начались нападки, посыпались доносы, и в XVI веке мистерии были запрещены почти во всех странах Западной Европы. Но все-таки они сыграли свою роль. Мистерии пробудили в народе интерес к театру и во многом способствовали созданию профессионального сценического искусства.

Мольер Жан Батист
(1622— 1673)
В истории мирового театра второго такого явления, как Мольер, не было. В этом удивительном человеке в равной степени сочетались великий драматург, гениальный актер, крупнейший реформатор театра, режиссер и педагог. Мольер создал свой театр в полном смысле слова. Он сам писал пьесы, сам их ставил и сам играл. Он воспитал коллектив замечательных актеров-единомышленников, которые были связаны с учителем не только работой, но и узами искренней дружбы. Его пьесы и его игра были настолько прекрасны, что несмотря на заложенную в них жесткую сатиру на современное Мольеру общество, несмотря на запреты его пьес Церковью, даже король Франции Людовик XIV благоволил к нему и пытался его защищать. Пьесы Мольера, его блистательные комедии "Тартюф, или Обманщик", "Мещанин во дворянстве", "Дон Жуан" — это не только классическая литература, это живой современный репертуар театров всего мира. Говорят, что мечта каждого актера — умереть на сцене. С Мольером именно так и произошло. Великий артист, великий драматург умер на сцене своего театра во время спектакля в костюме своего героя.

Монолог
В пьесе так называется довольно длинное текстовое обращение одного персонажа к другому или к группе действующих лиц, а также разговор героя с самим собой, когда он остается на сцене один. Иногда монолог обращен непосредственно к публике. Монолог позволяет раскрыть внутреннюю жизнь персонажа, то, что происходит у него в душе, — как в знаменитом монологе Гамлета "Быть или не быть" у Шекспира. В пространном монологе шекспировский Отелло рассказывает сенаторам Венеции свою жизнь; в "Ревизоре" Н.В.Гоголя слуга Осип представляет зрителям главного героя пьесы Хлестакова; в монолог Сатина из пьесы "На дне" А.М.Горький вкладывает главную мысль произведения.

Моралите (в переводе с латинского — "нравственный")
— один из жанров средневекового религиозного театра. Моралите представляло собой пьесу назидательного, нравоучительного характера. Персонажи этой пьесы олицетворяли собой различные хорошие и плохие качества, добродетели и пороки, которые на сцене вступали в борьбу за человеческую душу. Скупость, одетая в лохмотья, держала в руках мешок с золотом. Себялюбие носило перед собой зеркало. Лесть ходила с лисьим хвостом и гладила им Глупость, у которой были ослиные уши. Наслаждение держало в руках фрукты. Моралите изображало вечную борьбу Добра и Зла, напоминая зрителю о том, что разумные люди идут по пути добродетели, а неразумные — по пути порока и попадают прямо в руки дьявола. В эпоху Возрождения моралите прекратило свое существование.


в начало от А до К
в конец от М до Я

Hosted by uCoz