от М до Я  

МХАТ
Московский художественный академический театр своим рождением обязан двум исключительно талантливым актерам, одаренным театральным деятелям, родоначальникам новой идеологии в искусстве —К.С.Станиславскому и В.И.Немировичу-Данченко. Станиславский родился в семье владельца золотоканительной фабрики. В доме Станиславских существовал свой театральный кружок, где будущий актер и режиссер с раннего детства играл комедийные роли в водевилях. Немирович-Данченко также с ранних лет играл в самодеятельных спектаклях. В годы студенчества он уже начинает писать для театра, пробуя свои силы в драматургии. Талантливого юношу приглашают в литературно-театральный комитет Малого театра. Затем он преподает в драматическом классе филармонического училища. Случилось так, что 22 июня 1897 г. в московском ресторане "Славянский базар" состоялась встреча этих двух замечательных людей, во многом определившая развитие театрального искусства. В тот день они не могли расстаться почти 18 часов: так много надо было сказать друг другу. Этот союз единомышленников дал жизнь режиссерскому театру: появилась новая профессия — режиссер. Наряду с изменением концепции драматического искусства в театре происходят и внешние изменения, революционные для своего времени: появляется раздвижной занавес, упраздняют суфлера, капельдинеры больше не разносят напитки во время действия, в антрактах не звучит развлекателыная музыка. Во МХАТе впервые прозвучала и привычная сегодня фраза: "Вход в зрительный зал после третьего звонка воспрещен". В театре с успехом ставили пьесы А.П.Чехова, имя которого было увековечено в названии театра, а изображение чайки из одноименной чеховской пьесы стало символом театра.

Осветитель
Свет — одна из самых важных составных частей театрального зрелища. Установка света происходит в период создания спектакля, и следовать этой схеме нужно с точностью до секунды. Делают эту работу в театре осветители, которые во время действия, находясь в специальных ложах, управляют фонарями, следят за тем, чтобы актеры и декорации были правильно освещены. Это очень ответственная и напряженная работа: малейшее опоздание, малейшая неточность в наведении фонаря — и весь эффект от зрелища пропадет.
Партер (в переводе с французского — "по земле")
— нижняя часть зрительного зала, находящаяся на плоскости перед сценой и наиболее приближенная к ней. Для лучшей видимости ряды в
партере при строительстве располагаются с повышением по мере удаленности
от сцены.

Планшет (в переводе с французского — "доска").
Планшетом называют пол сцены. Разумеется, этот пол сильно отличается от пола в вашей квартире. Сценический планшет состоит из отдельных деревянных щитов, сделанных из высококачественных сосновых досок, которые плотно прилегают друг к другу, но при необходимости могут выниматься. Планшет должен быть очень прочным, ведь на нем располагаются тяжелые декорации, много людей, в некоторых театрах на него выезжают автомобили, мотоциклы, выходят лошади, а в одном московском театре на планшет выезжал настоящий танк! Кроме того, под планшетом находятся сложные механизмы, приводящие в движение поворотный круг. В самом планшете есть люки для электроаппаратуры. Строительство планшета требует высочайшей точности, качества и добросовестности. Планшет — это то, на чем в буквальном смысле слова стоит спектакль.

Поворотный круг
Часть сценической площадки, расположенная в центре и способная вращаться. Вращение поворотного круга создает иллюзию непрерывного сценического действия. Например, вы смотрите в театре спектакль "Приключения Буратино". На сцене каморка старого папы Карло, все известные вам события с луковицей, крысой Шушерой и куском холста над очагом, и вдруг... поворот круга —- и вы уже видите перед собой городскую площадь и кукольный театр Карабаса Барабаса! Круг может вращаться быстрее или медленнее, в зависимости от того, что происходит на сцене. Круг бывает также накладной, поменьше размером, чем основной. И если оба этих круга вертятся в разные стороны, то можете себе представить, какое красивое зрелище будет на подмостках? Поворотный круг был изообретен в Японии в XVIII веке, им был оборудован знаменитый японский театр кабуки. В Европе он появился лишь в конце XIX столетия в Германии. Сначала круг был очень примитивный, приводился в движение вручную.

Скоморохи
Если вы будете в Киеве, то обязательно зайдите в Софийский собор. Там на одной из фресок изображена группа людей, танцующих, дующих в дудки и кувыркающихся. Написаны фрески почти тысячу лет назад, в 1037 году! Это скоморохи, самые первые русские актеры. Скоморохи вышли из народной среды, были участниками обрядов и праздничных игр. Постепенно самые яркие и талантливые из них стали профессионалами и объединились в странствующие ватаги. Скоморохи были певцами, которые сами сочиняли песенки, музыкантами, острословами, акробатами, они исполняли различные сценки, показывали дрессированных животных, Они выступали на улицах и площадях, среди толп людей, вовлекали публику в свою игру. Популярность скоморохов на Руси была огромна. Но в песнях и сценках скоморохов очень часто содержались нападки на власть, на Церковь и "правящие классы", а также сочувствие к народным бунтам и восстаниям. Кроме того, к скоморошьим ватагам стали присоединяться беглые крестьяне. Власти стали жестоко
преследовать скоморохов, а в 1648 году их выступления были
запрещены. Скоморохов ловили. Били кнутом и высылали в северные губернии. Но искусство скоморохов не умерло. Во время народных праздников все равно разыгрывались представления в скоморошьих традициях. Скомороший юмор использовали царские шуты, а в придворных и публичных театрах комедийные роли исполнялись в скоморошьих традициях.
В XVII—XIX веках это старинное искусство возродилось в
балаганном театре.

Софит (в переводе с итальянского — "потолок")
— театральная осветительная аппаратура, укрепленная на металлических фермах и предназначенная для освещения сцены спереди и сверху. Софиты — главное световое оборудование
сцены. Они могут создать
впечатление яркого солнечного утра или сумерек, темного подземелья или лунной ночи.

Спектакль (в переводе с латинского — "зрелище")
— итог общей работы театрального коллектива. Здесь сходится все — и работа драматурга, написавшего пьесу, и работа режиссера, организовавшего весь процесс выпуска, и огромный ежедневный труд актеров, художников, композиторов, и усилия всех технических служб. А также работа администрации, кассиров, билетеров и всех, кто работает в театре. Спектакль — это общее детище, и каждый сотрудник отдает ему частичку своей души. В искусстве никто не застрахован от неудачи. Бывают спектакли провальные, они быстро сходят со сцены. Но бывают спектакли, которые "обречены" на долгую жизнь и огромный успех. Некоторые спектакли идут помногу сотен раз, на них вырастают целые поколения зрителей. В театре есть традиция — каждое сотое представление отмечается как праздник. Можете себе представить, что творится в театре, когда дается тысячное представление?! А такие случаи нередки: например, "Синяя птица" во МХАТе, "Принцесса Турандот" в Театре имени Евг. Вахтангова.

Станиславский Константин Сергеевич
(1863 — 1938)
Это человек, прославивший русский театр на весь мир. Станиславский не только великий актер и режиссер, создатель знаменитого Московского художественного академического театра (МХАТа), но и великий мыслитель, открывший целую науку о театре, изобретатель собственной творческой системы, нового направления в искусстве. Во всем мире известно понятие "система Станиславского", во всех театральных школах не только нашей страны, но и в Америке и Европе будущих актеров учат по его системе. Станиславский дал колоссальный толчок всему процессу развития театрального искусства. Из созданного им театра вышло несколько самостоятельных творческих коллективов — студии, которые впоследствии выросли в крупнейшие театры страны. С такой маленькой студии при МХАТе начались Театр имени Евг. Вахтангова, Театр им. Мейерхольда, МХАТ-второй, которым руководил великий артист Михаил Чехов. Все они были учениками Станиславского. Вклад Станиславского в развитие отечественного театра неоценим. Великий актер, он создал галерею удивительных ролей. Великий режиссер, поставивший спектакли, ставшие национальной классикой, великий педагог, воспитавший за свою долгую жизнь несколько поколений прекрасных актеров и режиссеров, К.С. Станиславский один из самых знаменитых наших соотечественников XX века.


Щепкин Михаил Семенович
(1788 — 1863)
— величайший русский артист ХIХ века, реформатоh актерского искусства. Родился в семье крепостного крестьянина, с 12 лет выступал на любительской сцене, в 17 становится профессиональным актером. Играл в театрах Курска, Полтавы, Тулы, Харькова. Уже в юные годы его необыкновенный талант был настолько очевиден, что многие поклонники стали бороться за его освобождение от крепостной зависимости. Его товарищи по сцене, зрители собирали деньги, чтобы выкупить крепостного артиста у его хозяина, графа Волькенштейна. И вот в 1822 году Щепкин получает вольную, а 1823 г. его принимают в труппу московского Малого театра, в те годы первого театра России. За сорок лет работы на сцене Щепкин сыграл сотни самых разнообразных ролей, неизменно удивляя каждой новой своей работой. Он был кумиром тогдашней русской общественности. Его друзьями и поклонниками были Пушкин, Гоголь, Белинский, Герцен, Тургенев, Некрасов. Он был первым исполнителем в первых постановках самых знаменитых русских пьес: «Горе от ума» Грибоедова и "Ревизор" Гоголя. Щепкин был не только великим актером, не только одним из первых русских режиссеров, но и крупным театральным деятелем. Он активно содействовал написанию многих пьес, ставших теперь русской классикой, пропагандировал их, добивался снятия цензурных запретов. Герцен сказал о нем: "Щепкин создал правду на русской сцене, он первый стал нетеатрален на театре". Именем М.С. Щепкина названо Высшее театральное училище при Малом театре.

Этюд
— специальное упражнение в театральных школах для развития внутренней актерской техники. Заключается оно в следующем. Либо преподаватель, либо сами студенты придумывают ситуацию, которую нужно разыграть. При этом авторского текста не существует. Текст должен рождаться сам по себе. И чем больше студенты верят в то, что происходит, тем правдоподобнее их игра. Например, мама велела вам к ее приходу вымыть посуду и подмести кухню, А вы договорились с товарищем идти в кино. Дома есть еще ваша сестра, у которой встреча с подругой. И вот как вы будете уговаривать свою сестру выполнить за вас мамино задание, и как будет ваша сестра от этого отнекиваться? Это и есть этюд. А чем дело кончится, неизвестно. Переиграв множество ситуаций, студенты уже могут приступать к более сложному делу — работе с авторским текстом.

Явление
В старой драматургии так называлось появление на сцене нового действующего лица, которое одновременно служило началом нового эпизода (Явление I, Явление II). Теперь это слово устарело и в пьесе каждый новый эпизод называется сценой.

По материалам журнала «Клёпа»


от А до К
от К до М

Hosted by uCoz