от А до К  

Амплуа (в переводе с французского — "применение")

В старинном театре у каждого актера и актрисы был свой собственный, четко ограниченный круг ролей, которые они могли играть в зависимости от характерных особенностей внешности, голоса и, естественно, возраста. Роли эти и назывались амплуа. Амплуа "любовник", например, означало, что эти роли давались актеру, обладающему высоким ростом, импозантной, то есть красивой внешностью и выразительным голосом. Пожилой, солидный актер исполнял роли "благородного отца". Названия многих амплуа говорят сами за себя — "комик", "трагик", "простак", "героиня", "комическая старуха" и другие. Вот амплуа с французскими названиями: например, "травести" — так называют женщин, играющих детские или подростковые роли, а "инженю" исполняют роли простодушных, наивных девушек. В современном театре границы амплуа стерлись, актерам теперь скучно играть одно и то же. Да и режиссеру хочется раскрыть актера в новом, неожиданном для него качестве, ну а зрителям интересно увидеть своих кумиров в необычных для них ролях. Комику всегда хочется сыграть трагическую роль, и наоборот. Не всегда это, увы, получается, но... театр есть театр — это живой, растущий организм, которому необходимо обновление.

Амфитеатр (в переводе с греческого — "с обеих сторон").

В современном театральном здании так называются места в зрительном зале, которые поднимаются за партером (см. "Партер") уступами, чтобы зрителям, сидящим в глубине зала, было лучше видно происходящее на сцене. Как правило, эти места располагаются полукругом. Но известный вам из уроков истории древнеримский амфитеатр — это совершенно другое сооружение. Римский амфитеатр — это колоссальное монументальное здание, в котором происходили публичные зрелища. Это были и знаменитые гладиаторские бои, когда десятки, а иногда и сотни вооруженных рабов под неусыпным оком стражников скрещивали мечи, развлекая зрителей, которых в амфитеатрах помещались десятки тысяч. Это была и травля диких зверей — тигров, львов, пантер, привезенных для забавы римлян из Африки и Азии. Это были и грандиозные гонки на колесницах, и массовые театрализованные представления. Огромную, усыпанную песком арену окружала высокая стена, за которой находились кресла для привилегированных зрителей, еще выше поднимались несколько ярусов для простого народа, а над ними возвышалась крытая круговая колоннада. Крыши у амфитеатра не было. От солнца и дождя зрителей защищал огромный, натянутый на мачты тент. Говорят, что от криков толпы во время представления птицы падали замертво на землю. В подземельях под ареной находились клетки для зверей и сценические машины. Сохранившиеся в некоторых городах Италии руины древних амфитеатров до сих пор производят потрясающее впечатление, Но времена изменились, и теперь амфитеатр — это просто часть любого зрительного зала.

Аншлаг

Для всех, кто работает в театре, это самое прекрасное, самое радостное слово. В былые времена так называлось вывешенное перед спектаклем на кассе специальное объявление, означавшее, что все билеты проданы. Сейчас аншлагом называется переполненный зрительный зал, когда заняты все, даже самые неудобные и далекие места, все приставные кресла, и некоторым зрителям приходится даже стоять в проходах; когда желающих попасть на спектакль гораздо больше, чем может вместить зрительный зал, и стоящие на улице до третьего звонка "необилеченные" театралы пытают счастья: "У вас нет лишнего билетика?" Аншлаг — это победа и радость для всего театра. Аншлаг — это значит, что спектакль получился, и долгий, упорный труд режиссера, художника, композитора и, конечно же, актеров - то есть всех, кто работает в этом театре, не пропал даром.

Аплодисменты (в переводе с французского — "рукоплескание")

— выражение одобрения зрителями актерского труда, идущее еще из Древнего Рима. Для актера аплодисменты — самая высокая награда и самая большая
радость, а для зрителя — лучшая возможность выразить свою благодарность.

Аристофан
(446 — 385 до н.э.)

— великий древнегреческий драматург, которого называют отцом комедии — самого популярного на сегодняшний день театрального жанра. Он написал около сорока комедий, из которых до нас дошли 11. Древнегреческий театр сильно отличался от нашего. Это было торжественное, строгое, возвышенное действо. Актеры играли богов и мифологических героев, говорили высокопарные монологи в сопровождении хора. И вот Аристофан, веселый и остроумный человек, увидел возможность придать этому действу, ничего внешне не изменяя, комедийный, смешной характер. В его пьесах те же боги, те же герои, тот же хор, но... все это очень весело и забавно. Комедии Аристофана были необыкновенно популярны. Многие фразы становились крылатыми и передавались из уст в уста. В его комедиях есть и острая общественная сатира, и веселый балаганный юмор. Самое убедительное подтверждение гениальности Аристофана — это то, что спустя две тысячи лет его пьесы ставятся во всем мире: они не потеряли ни остроты, ни свежести. Отец комедии остался в театральном репертуаре навсегда — и не просто памятником истории, а живым, остроумным, веселым озорником, таким, каким его узнали древние греки.

Бельэтаж (в переводе с французского — "красивый", "прекрасный")

— первый ярус зрительного зала, располагающийся полукругом над бенуаром (см. "Бенуар") и амфитеатром (см. "Амфитеатр"). В старинных театральных зданиях столичных городов, например, таких, как Большой театр, Малый театр в Москве, Александринский и Мариинский в Петербурге, в центре бельэтажа напротив сцены находится так называемая "царская ложа". Это самые удобные места в театре. Оттуда смотрели спектакли цари и их приближенные. Представление не начиналось, пока не приезжал царь, даже если он опаздывал на час. Когда государь появлялся в ложе, весь зал вставал и приветствовал его аплодисментами, и только по его знаку гасили свет и представление начиналось. Успех спектакля зависел от того, как Его Величество реагировал на представление. Если царь смеялся, то и большинство зрителей заливались от хохота, а если зевал — то и на них нападала отчаянная скука... Но самым страшным для актеров было, если Его Величество вставал и уходил во время действия. Это означало полный провал. Разумеется, для истинных ценителей искусства это не имело значения, но видеть, как вслед за царем пустеют ряды, было невыносимо тяжело. И такое происходило не только у нас, но и во Франции и в Англии, где на бельэтаже находились свои, только не "царские", а "королевские ложи".

Бенефис (в переводе с французского — "прибыль, польза").

В старинном театре — спектакль, сборы от которого шли в пользу одного актера. Бенефициант, как правило, сам выбирал пьесу для своего бенефиса. Бывали также полубенефисы, когда актер получал половину сбора. Это было чисто коммерческое предприятие. В наше время бенефис —это спектакль в честь одного из его участников как выражение признания особых заслуг и высокого мастерства артиста.

Бенуар (в переводе с французского — "ванна").

Так называются ложи в зрительном зале театра, расположенные по обеим сторонам партера на уровне сцены и перегороженные между собой. История возникновения бенуара довольно забавна. Когда-то во Франции, которая была в Европе законодательницей мод, привилегированная знатная публика во время действия находилась на сцене, что, конечно же, очень мешало актерам. Но в XVIII веке это было запрещено. Тогда с целью отделения зрителей-аристократов от остальной публики были придуманы ложи бенуара. В те времена эти ложи даже закрывались специальными сетками, которые позволяли находящимся там оставаться невидимыми. В XVIII-XIX веках ложи бенуара были очень популярными, их стали строить во всех театральных зданиях мира. Более того, ложи бенуара жили своей, особой жизнью: в них назначались любовные свидания, передавались записки, вызовы на дуэль, происходили тайные встречи шпионов, рождались и обсуждались светские сплетни, а порой даже решались государственные и дипломатические вопросы. Для тогдашней аристократии зачастую сам спектакль являлся лишь поводом для встречи и обмена новостями. Многие даже не смотрели на сцену и после окончания представления не смогли бы рассказать, что же там, собственно говоря, происходило.

Большой театр

История Большого театра ведет отсчет с 1776 года, когда московский прокурор князь П.В.Урусов и его компаньон М.Е.Медок основали театральную труппу. В ее состав вошли актеры из уже существовавшей труппы Н.С.Титова, из театра Московского университета, а также крепостные актеры князя Урусова, ставшие ядром балетной труппы. Шумный успех и огромная популярность позволили новому театру через несколько лет — в 1806-м — поменять статус: он перестал быть частным и стал государственным, перейдя в ведение Дирекции императорских театров.
Спектакли играли в здании старого Петровского театра. В 1805 г. театр был полностью уничтожен пожаром, и было решено на этом месте строить новое здание. Эту задачу поручили архитектору О.И.Бове. В 1824 г. новое здание было построено, тогда же театр получил и свое название — Большой Петровский.
В 1853 г. театр снова горит. Пожар уничтожает все внутренние помещения. На этот раз здание восстанавливает архитектор А.К.Кавос. Театр открывается в 1856 г., и с той поры самый знаменитый российский театр и площадь перед ним, названная Театральной, не меняли своего облика.
Большой всегда притягивал к себе лучших драматургов, композиторов, артистов, потому что он сам был лучшим театром России.
Здесь состоялись премьеры многих оперных постановок П.И.Чайковского и других величайших композиторов. На сцене Большого блистали замечательные оперные певцы Л.В.Собинов, Ф.И.Шаляпин, А.В.Нежданова и многие другие. С именем Большого театра связано и становление русского национального балета, получившего признание во всем мире.

"Если бы"

Магическое "если бы" — это странное, на первый взгляд, выражение известно любому актеру. "Если бы" — ключ к созданию образа, основа основ актерского мастерства. Это своего рода волшебное заклинание придумал величайший русский режиссер и педагог Константин Сергеевич Станиславский. Что же это значит? А вот что. Подобно тому, как в сказках волшебник произносит: "Снип, снап, снурре, снурре, базелюрре" — и начинают происходить чудеса, точно так же актер говорит сам себе: "Если бы я был английским королем" или: "Если бы я сейчас болел ангиной" — и начинается чудо актерского перевоплощения. Актер должен представить себе, что он находится в той или другой ситуации, в том или другом состоянии, если бы ангина была не плодом воображения, а подлинной реальностью. И чем искреннее актер верит в это и действует в этих, воображаемых обстоятельствах, тем достовернее создаваемый им образ. Но каждая роль, каждая сцена в спектакле очень сложны и состоят из множества обязательств: одно "если бы" нанизывается на другое "если бы". Если бы я, английский король, который болен ангиной, очень хотел бы поиграть в теннис, но неожиданно узнал, что против меня заговор и что мой сын получил двойку по алгебре, и так далее. "Это же просто игра, что тут сложного?" — думаете вы. А вот попробуйте сами и убедитесь, что это очень непросто. Сделаете одно — забудете другое, сделаете другое - забудете третье. А в том-то и заключается мастерство актера, чтобы все эти обстоятельства помнить, в них верить и правдиво их изображать. Это огромный труд, требующий невероятного напряжения. Именно этому учат в театральных училищах, и именно этого добивается режиссер от актера на репетициях.

Жанр

В театре Древней Греции существовали два основных жанра: трагедия и комедия. Трагедия — это пьеса, изображающая возвышенные по духу, но вместе с тем часто мрачные, печальные события, в финале которой неизбежно погибает главный герой. В комедии разыгрываются ситуации, вызывающие смех зрительного зала. Время раздвинуло рамки жанров. Театр развивался, вкусы людей менялись. Появился водевиль — веселая шуточная комедия с обязательными куплетами, музыкой и танцами. Комедии стали подразделяться на лирические, сатирические, романтические и даже героические. Трагедия из возвышенной и напыщенной стала превращаться в более простую и правдивую форму, получившую название драма. В XX веке жизнь и взаимоотношения людей стали гораздо сложнее, усложнился и театральный жанр. В современной пьесе перемешались и трагедия, и комедия, и драма, и лирика, и сатира. Высокой трагедии практически не существует, комедий в чистом виде тоже давно не пишут. Можно сказать, что в современной мировой драматургии основной жанр — это трагикомедия.

Капустник

В дореволюционные времена, когда наступал Великий пост, театры закрывались, как и все развлекательные зрелищные учреждения. Кроме того, как вы знаете, в Великий пост нельзя есть мясо. И вот в начале века в Московском художественном театре придумали такую вещь. Актеры собирались в театре на великопостный ужин. К столу подавались пироги с капустой. И актеры без зрителей, просто между собой, пригласив только самых близких друзей, разыгрывали разные сценки, посвященные своей внутритеат-ральной жизни. Все это они сочиняли сами, шутки были не для широкой публики, а для своих. Это и были первые капустники. Но слухи о них мгновенно разлетались по Москве. Желающих попасть на эти актерские вечера было множество. Постепенно народу на них стало приходить все больше и больше. Мхатовские капустники стали не менее знаменитыми, чем мхатовские спектакли. Более того, они превратились в особый театральный жанр, который моментально подхватили все театры. А через некоторое время в Москве один мхатовский актер, постоянный участник и автор капустников Никита Балиев, даже создал на их основе театр "Летучая мышь". Сейчас капустники — это не только непременная часть внутренней жизни каждого театра, театральные капустники довольно часто транслируют по телевидению.


в середину от К до М
в конец от М до Я

Hosted by uCoz