«ЕЩЁ РАЗ О ГОЛОМ КОРОЛЕ»  

РЕЦЕНЗИИ восьмиклассников на спектакль «ЕЩЁ РАЗ О ГОЛОМ КОРОЛЕ»
театра «Современник»
***
«Ещё раз о голом короле» - спектакль театра «Современник». Постановка Михаила Ефремова, сценарий Леонида Филатова, режиссура Никиты Высоцкого, костюмы и декорации Евгения Митты. Театр «Современник» был основан в середине 50-ых годов молодыми учащимися школы-студии МХТ: Г. Волчек, О. Табаковым, и. Квашой и другими, под руководством Олега Ефремова. Первый спектакль «Студии молодых актёров» был «Вечно живые» по пьесе Виктора Розова. И в дальнейшем театр ставилпьесы в основном современных авторов. Поставленный в 1960 году «Голый король» стал исключением из этого ряда. Спектакль по пьесе Евгения Шварца стал визитной карточкой театра. В том «Голом короле» собственно короля играл Евгений Евстигнеев, принцессу – Нина Доронина, первую фрейлину – Галина Волчек. Спектакль пользовался мистической славой среди актёров. Как только кто-то из начальников хотел запретить скандальный спектакль, то на следующее утро просыпался в другой должности и шёл смотреть «Голого короля». Так в своё время случилось с Жуковым и с Хрущёвым.
Этот новый «Голый король» во многом отличается от старого. Начнём со сценария. Леонид Филатов написал весёлую, в меру пошлую и похожую на «Федота-стрельца» «не совсем сказку по мотивам сказок Евгения Шварца и Ганса Христиана Андерсена». Он полностью перевернул пьесу Шварца с ног на голову. Принцесса – бойкая, наглая, самоуверенная и явно не очень воспитанная девушка («заткни хлебало и постой в сторонке»), совсем не та «беленькая, миленькая, хорошенькая», как в пьесе Шварца. Гувернантка – не очень злая, но очень похотливая немка («to f*ck, you want to f*ck?»). Министр нежных чувств явно принадлежит к сексуальным меньшинствам. Генрих хочет не столько принцессу, сколько власть. Они с Христианом представляются королю не как ткачи, а как имиджмейкеры. Ну а король тут представлен как невинная жертва «чёрного пиара». То есть Филатов полностью осовременил сказку. Первая сцена осталась практически без изменений, разве что принцесса слишком наглая, и Генрих гоняет свиней не палкой, а автоматом. Все остальные сцены были переделаны. В общем-то довольно весело и интересно. Бесподобен Сергей Гармаш в роли «правдивого старика» Первого министра, хороши «эстонские парни» в свите короля, а королья-жениха в исполнении Дмитрия Жемойды действительно жалко. Но когда в финале они начали грузить моралью, то стало скучно. И, если на задумываться над смыслом (народ – легко управляемая масса, пиарщики – гады, «земля кишит лохами, и каждый лох в министры наровит», то даже можно смотреть.»
Даулет Жанайдаров

***
…Зал был заполнен до отказа знакомыми лицами моих ровесников 14-15 лет и людьми преклонных лет. И это притом, что на билетах ясно было написано «СПЕКТАКЛЬ ТОЛЬКО ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ». Несмотря на то, что фундаментом постановки был «Голый король» АНДЕРСЕНА, спектакль является совокупностью народных рассказов (говоря нелитературным языком, три сказки в одной). Режиссёр театра «Современник», в котором мною и был просмотрен этот спектакль, – Никита Высоцкий. Автор постановки – Леонид Филатов. Постановка Михаила Ефремова. Итак, занавес открывается, и…
Медленно «выплывающая» сцена в самом начале спектакля и появление свинок продажного вида (их было всего три, но предчувствие хорошего отдыха меня почему-то охватило). В процессе действия медленно обрисовывается сказка, не вошедшая в название спектакля – «Свинопас» всё того же Андерсена. Колкие шуточки в сторону главных актеров – пастуха и его друга постоянно витают в разряженном смехом воздухе. В то время, пока свинопас получает поцелуи за несуществующую шкатулку, фрейлины из Германии, что-то бормоча и формально закрывая целующихся, непристойно сообщают, что им становится жарко.
Спектакль, видимо, по задумке режиссёра должен был выглядеть осовременено. Об этом говорит машина, на которой приехала дочка короля (истинный танк без башни), «голубые» министры датского короля, а так же тренировочные дорожные конусы а-ля трусы, которыми в конце спектакля прикрывался виновник постановки.
На мой взгляд, в спектакле допущены некоторые ошибки. Например, во многих странах на сегодняшний день введён мораторий на смертельную казнь. Несмотря на это, на протяжении спектакля королевский палач с видимым упорством пытается повторить подвиг Бабы-Яги – огородить дворец черепами своих сослуживцев. С другой стороны, хорошим нововведением является то, что, как было сказано ранее, спектакль является нелитературной смесью трёх сказок.
Постановку этого театра можно было бы с лёгкостью назвать не «Снова о голом короле…», а «Бред Петросяна». Спектакль не имеет никакой смысловой нагрузки, а направлен только на развлечение взрослых людей. Автору спектакля следовало бы также ориентироваться на публику, так как многие выражения, в частности игра слов «тюфяк» и «to f*ck», мне кажется, была не совсем понятна большинству.
Конец действия был завален в силу своей политической загруженности. Совет режиссёру: «Определится с моральным направлением спектакля», а так же улучшить стиль музыки. В связи с большим количеством танцевальных моментов, неплохо было бы взять несколько энергичных и зажигательных песен и добавить для разнообразия сидячего положения – мышечные волокна зрителей без пусть даже незначительного антракта начинают давать сигналы мозгу об их затекшести.
Володя Иванов

Напишите свою рецензию

Hosted by uCoz